БАРКАС

Баркас или барказ (гол. barkas от исп. barkaza, итал. barcaccio) 1. Небольшое парус. рыбацкое или трансп. судно, распростран. на Чер. и Азов. м. Парус. вооружение косое, с кливером на коротком гориз. бушприте. Дл. 8—12, шир. 2,4—3, выс. борта 1 —1,3, осадка ок. 0,75 м. 2. Реч. несамоходное дерев. или металлич. судно типа баржи дл. 60—80 м с низкими бортами и высокими надстройками, закрывающими трюм,— т. н. лабазами. Б. имели заострен, оконеч­ности и проч. конструкцию. 3. Пар. или мот. судно небольших размеров для обслуживания мор. и реч. портов, рейдов, гаваней, затонов, мор. промыслов, доставки грузов и пассажиров на мест. линиях внутр. водн. путей. 4. Класс самых больших корабельных шлюпок, предназнач. для доставки тяжелых и гро­моздких грузов и др. видов обслуживания корабля, включая завоз верпов. Имели транцевую корму, пол­ные обводы, большую ширину корпуса и относит. малую осадку. В случае гибели корабля могли совер­шать океан. переходы. Различали 22-, 20-, 18- и 16-весельные Б. Снабжались вальковыми веслами, каж­дым греб 1 гребец, сидя у своего борта. В период парус. флота при безветрии Б. применялись для букси­ровки корабля на ветер (из штилевой полосы), в бою при штиле служили для разворачивания корабля бортом на противника. Для уст-ки легких орудий (с кон. XIX в.— нарезных 37- и 47-мм стационар. или 64-мм десант, съемных) Б. имели соотв. подкреп­ления. Парус, вооружение Б. на 2 мачтах (фок- и грот-) было гафельное (по примеру шхун), рейковое неразрез. или латин. (с треуг. парусом), пл. парусно­сти 14-весельного Б. 46, 20-весельного — до 79 м2.

По данным:
«Морской энциклопедический словарь» в трех томах. Под ред. д.т.н. В. В. Дмитриева,
«Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона»,
«Толковый военно-морской словарь».
Читайте также:
Свежие комментарии

ВойтиРегистрация
Вход
Почта:
Пароль:
Регистрация
Почта:
Имя:
Пароль: