БАРЖА

(англ., фр. barge). 1. Парус. судно сред. веков, напоминавшее балингер или барку, но больших размеров. 2. Богато украшен. греб. судно сред. веков для перевозки на корабль и с корабля высокопоставл. лиц гос-ва, иностр. послов и т. п. Впоследствии бы- строход. 8- или 12-весельная кораб. шлюпка для разъездов высшего команд. состава флота (адм., флаг-офицер, командир корабля). Применялась также для посыльной и репетич. службы. От греб. катера отличалась облегч. констр. и увелич. отношением дли­ны к ширине (5—5,5 против 4—4,5). Корма эллиптич. или транцевая. 3. Устаревшее назв. разных по констр. перевозоч. лодок (Англия) или учеб. греб. шлюпок (США), имевших на каждое весло по гребцу. 4. Парус. судно XVIII—XIX вв. для разгрузки судов, стоящих на рейдах, а также перевозки разл. грузов (древесины, угля, камня, песка и др.) в малом каботаже, по рекам и каналам. Наиб. известны Б. р. Темза, Гудзон (т. н. нью-йоркские) и прол. Ла-Манш. Первые 2 имели проч. плоскодон. корпус. Темзин. Б. грузоподъемн. до 120 т (без сплош. верх. палубы) несли большую грот-мачту с гротом и топселем, небольшую бизань- мачту с косым парусом, бушприт со стакселем и кли­вером; экипаж 2—3 чел. Нью-Йоркские Б. грузо­подъемн. до 75 т (с пониж. верх. палубой для приемки грузов) на мачте-однодеревке в нос. части несли шпринтовое вооруж. и небольшой гаф-топсель, корот­кий бушприт с кливером; дл. до 20, шир. до 8,5 м. Б. прол. Ла-Манш были килевыми, с плав. обводами корпуса, водоизм. до 300 т, имели парус. вооруж. кеча. 5. Несамоход. грузовое судно. По району плавания различают Б. реч., озер. и морские. По роду перевозимого груза — сухогруз., налив., уни­версальные. К сухогруз, относятся Б.-площадки для перевозки грузов на палубе, Б. бункер, типа, имеющие 1 открытый трюм с гладким дном и бортами, трюм. Б. с груз. люками и без 2-го дна, тентовые Б., имею­щие легкую надстройку по всей длине груз. части с люками в крыше и полупортами в стенках. Налив. и универс. Б. в зависимости от рода груза могут быть с двойным дном, с двойными бортами, с ячеистой констр. танков, с вклад, цистернами. Грунтоотвоз. налив. Б. (шаланды) для транспортировки грунта от дноуглубит. снарядов преим. саморазгружающиеся со створками в днище. В послед, время появились Б. обеспечения мор. буровых платформ (см. Баржа буро­вого комплекса). По способу движения Б. разделяются на буксируемые и толкаемые. Реч. и озер­ные толкаемые Б. наиб. распространены и оборудуют­ся в корме уст-вами для соединения с буксиром- толкачом; у них нет надстроек и рулевого уст-ва. По материалу корпуса различают стальные, ж.-б. и дерев. Б. Водоизм. реч. Б. не превышает 4, озерных и мор.— 10 тыс. т. Для перевозки на баржевозах применяют спец. Б. стандарт, размеров грузоподъемн. от 200 до 1 000 т (см. Лихтер).

По данным:
«Морской энциклопедический словарь» в трех томах. Под ред. д.т.н. В. В. Дмитриева,
«Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона»,
«Толковый военно-морской словарь».
Читайте также:
Свежие комментарии
Аватар

ВойтиРегистрация
Вход
Почта:
Пароль:
Регистрация
Почта:
Имя:
Пароль: