БЕРЕГОВОЕ ПРАВО

Средневековый обычай разграб­ления остатков кораблекрушения, основанный на праве владельцев побережий на присвоение "плодов земли". Б. п. осуществлялось, если кораблекрушение произошло вследствие "естественных причин". Если же аварии создавались намеренно (с помощью лож. маяков, подкупа лоцманов и пр.), то, согласно ряду гос. и церков. актов, виновников жестоко наказывали. Олеронские свитки во Франции предусматривали нака­зания: отлучение от церкви и повешение на месте преступления или конфискацию имущества и сжигание виновника вместе с жильем, на месте к-рого затем устраивался свиной рынок. Для берег, жителей, не только разграбивших судно, но и перебивших экипаж, предусматривалось наказание в виде погружения в воду до полусмерти с последующим добиванием камнями. Уголов. законы США, Великобритании и др. стран и сейчас карают за разграбление обломков кораблекрушения. По мере развития междунар. тор­говли Б. п. вступило в противоречие с интересами государств. Появился ряд актов, уменьшивших долю владельцев побережий. Напр., в Дании спасатели имели право присваивать не более 60% спас. имуще­ства. Между гос-вами заключались согл. об ограниче­нии присвоения, о выдаче купцам охран, грамот и пр. В XVII — XIX вв. во мн. мор. гос-вах были приняты законы, ограничивающие присвоение спас, имущества в пределах от 10 до 50 %, чем существенно урезали Б. п. Соврем, метод определения вознаграждения сохранил в своей основе средневековый принцип присвоения значит. части спас. имущества.

По данным:
«Морской энциклопедический словарь» в трех томах. Под ред. д.т.н. В. В. Дмитриева,
«Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона»,
«Толковый военно-морской словарь».
Читайте также:
Свежие комментарии

ВойтиРегистрация
Вход
Почта:
Пароль:
Регистрация
Почта:
Имя:
Пароль: