БЕЗОПАСНАЯ СКОРОСТЬ
Термин МППСС-72, обозначающий скорость, с к-рой всегда должно следовать судно в любых условиях видимости и при любых обстоятельствах плавания с тем, чтобы оно могло предпринять необходимые действия для предупреждения столкновения и остановки судна на безопас. расстоянии от др. судна или к.-л. препятствия. Величина безопасной скорости должна рассчитываться для конкрет. времени, обстоятельств и условий плавания. Непрерывно оценивая изменение обстановки, назначают нов. величину Б. с. При расчетах Б. с. учитывают прежде всего факторы, определяющие максим, возможную Б. с. для конкрет. условий: состояния видимости, маневр, хар-к судна (особенно тормоз, пути и поворотливости), соотношения между осадкой и глубинами под килем. К факторам, уменьшающим величину Б. с., относятся: сила и направление ветра, волнение моря, течение, близость навиг. опасностей, плотность движения судов, а также скопление рыболов. или любых др. судов, шумность на своем судне, снижающая дальность слышимости звук. сигналов др. судов и др. При использовании РЛС необходимо дополнительно учитывать факторы, относящиеся к ее несовершенству по сравнению с глазом человека: хар-ки, эффективность и ограничения, накладываемые радиолок. шкалой дальности; невозможность обнаружить на достаточ. расстоянии малые суда, лед и др. плав. объекты; влияние состояния моря, метеорологич. факторов и др. помех; наличие теневых секторов и мертвых зон РЛС. При слож. гидромет. факторах, влияющих на распознавание эхо-сигналов на экране РЛС, Б. с. рассчитывают по визуальной видимости, а РЛС используют как доп. ср-во для безопас. расхождения судов.
«Морской энциклопедический словарь» в трех томах. Под ред. д.т.н. В. В. Дмитриева,
«Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона»,
«Толковый военно-морской словарь».







