БИТЕНГ
(гол. beting), на дерев. судах — встроенный в палубу и соедин. с подпалубными констр. толстый верт. брус, вокруг к-рого обносили якор. канат при стоянке судна на якоре. Служил также для крепления буксир, тросов. На реч. судах Б. называли ухватами. На металлич. судах битенгом стали называть чугун или стальную полую тумбу, укрепленную на палубе на пути движения якор. цепи, к-рую обносили 1 шлагом вокруг Б. для уменьшения скорости движения цепи при отдаче якоря за счет трения ее о Б. Имел выступ (Б.-краспица, или перо) для поддержания шлага цепи. На соврем. мор. судах битенг в виде одиноч. или, чаще, двойной тумбы на общем фундаменте входит в состав буксирного устройства и применяется в осн. для крепления буксирных тросов. Бортовые Б. используют, так же как и кнехты, для швартовки.
«Морской энциклопедический словарь» в трех томах. Под ред. д.т.н. В. В. Дмитриева,
«Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона»,
«Толковый военно-морской словарь».







