БОЖЕСТВА МОРСКИЕ

В политеистич. религиях и суевериях разных народов — олицетворение мор. сти­хии, объект поклонения моряков и рыбаков. Египет не был собственно мор. державой, однако в егип пан­теоне обнаружено существование Б. м. Им был Усир (Осирис), открывший, по преданиям, мор. трассу от устья Нила к Библу (ныне с. Джубейль в Ливане) и проплывший ее в неуправляемом саркофаге; по-ви­димому, он считался покровителем кормчих. Иногда Усир заступал место солнеч. бога Амона (Ра), регу­лярно путешествовавшего по земному Нилу в ладье "Манджет" и по подземному в ладье "Месексет" (так египтяне объясняли смену дня и ночи). В эллинистич. время причастной к мор. делу была и жена Усира бо­гиня Исет (Исида), имевшая собств. корабль: она отправлялась на нем в путь 5 марта, и в этот день в Александрии и Риме праздновалась процессия — спуск судов на воду. В Финикии и Карфагене первым мореходом и возмож. покровителем этой про­фессии считался дровосек Ус (усеч. форма имени Уси- ра). Он впервые вышел в море на бревне или плоту, тоже неуправляемом. Одним из главных морских божеств финикийского пан­теона был всеобъемлющий Ог, или Оген, переиначен­ный греками в Океан. В более позднюю эпоху по­явилось постоян. и устойчивое Б. м.— Мелькарт (Царь города), первоначально покровитель г. Тира (ныне Сур). В Карфагене мор. богиней считалась также его основательница Элисса (рим. Дидона). В Шумере иАссиро-Вавилонии древнейшей богиней мо­ря почиталась Тиамат, или Тиамту (море) — жен. ана­лог финик. Ога. Она олицетворяла также первоздан­ный хаос и изображалась в виде огром. рыбы. С пере­ходом к патриархату и усложнением пантеона Тиамат оттеснили на задний план богиня мор. вод и созида- тельница людей Намму и ее сын Эйа, или Энки, мудрый бог мир. подзем. океана, на к-ром якобы покоится Зем­ля, хранитель судеб людей и всего мира. Вавилон. бог неба Ану, бог воздуха и земли Эллиль и бог моря Эйа (соотв. щумер. Ан, Энлиль и Энки) составляли верхов, триаду. Хеттское царство также испы­тало на себе влияние Финикии: это явствует из того, что хет. Б. м. носило имя Ок., или Бог Мир. ок. Его пом. и советником был Импалури. В древнейшем эпосе И н д и и, до нас не дошедшем, морским божеством-спасителями счи­тались, очевидно, Брахма, Индра и Вишну: в раз. ва­риантах сказания о потопе они превращаются в боль­шую рыбу и буксируют ковчег Ману (инд. Ноя) к Ги­малайским горам. В конеч. счете в качестве единого верхов. Б м. утвердился судья утонувших Варуна, назначенный Брахмой. Его великолеп. дворец на дне океана окружен садами, где вместо деревьев растут драгоцен. камни и поют райские птицы. Трон Варуны и его жены Сиддхи окружают 4 океана, реки, озера и источники, полные мор. чудовищ — Макаров и тимин- галов Верхов Б. м. Крита был Аполлон Эпибатерий (мореходный), а после слияния Крита с Грецией и формирования Олимпийского пантеона — бог коне­водов Посейдон. Вместе со своей супругой Амфитритой он жил во дворце на мор. дне. Они изображались с волшеб. трезубцами в руке, иссекающими воду из скал, усмиряющими или возбуждающими волны. Мча­щуюся по волнам колесницу Посейдона и Амфитриты окружала свита нереид, тритонов и наяд, к-рые всегда помогали морякам. На 2-м месте после Посейдона греками почитался бог Понт (море), олицетворение моря, отец мор. великана Тавманта, властелина ярост. штормов Форкия, Нерея и Главка. Вместе с Нереем и Протеем Главк образовывал триаду Б. м.-прорица­телей. Изображался в виде ихтиандра с длинными волосами и бородой. Особенно его почитали моряки и рыбаки Беотии, т. к. он был строителем корабля "Ар­го" и его кормчим, а благодаря своему дару ясновиде­ния обеспечил ему удач. плавание. Поскольку "Арго" считался 1-м кораблем, Главк был также 1-м кормчим и патроном этой профессии. Нерей, как и его жена До­рида, обладал даром прорицания и умел превращаться не только в предметы, но и в пламя, воду, дым и т. п Это же умел делать и Протей, обитавший со своей женой Псамматой — богиней мор. песка — на о-ве Фа­рос в Александрии, где пас тюленьи стада Посейдона. На 3-м месте после Посейдона и Понта были Диоску­ры — близнецы Кастор и Полидевк (у римлян Кастор и Поллукс), братья Елены Троянской и участники по­хода аргонавтов. Они изображались прекрасными юно­шами в характер, мор. шапках, ведущими под уздцы укрощенных ими коней. Особенно их чтили в Черномор. колониях Греции, где им был посвящен г Диоскурия (ныне Сухуми) и где их считали покровителями всего Черного м. После их смерти Зевс превратил Диоскуров в созвездие Близнецов. Морякам они являлись в доб­рую минуту в виде двойных огней на реях кораблей, а в случае грозящего несчастья — в виде одного огня. На мн. побережьях существовал также культ Ино и ее сына Меликерта, покровителей потерпевших кораб­лекрушение, связанных с эпосом об аргонавтах. После того как Ино и Меликерт бросились в море, спасаясь от царского гнева, Ино приняла имя Левкотеи (белею­щей), а Меликерт — Палемона (борца), появляюще­гося в образе свящ животного дельфина, тогда как признаки присутствия Левкотеи — барашки в волнах. Иногда Меликерта отождествляли с финик.-карфаг. Мелькартом. Греки считали, что души погибших, но не похорон моряков превращаются в птицу алкиону (альциону) — одну из 7 Плеяд. Позднее почти у всех народов они стали вселяться в чаек. Убийство такой птицы каралось строже, чем убийство человека. Рим, ставший мор. державой благодаря этрускам и южно­италийским грекам, воспринял их Б м. и слил в одно: этрус. Нетун воспринял все черты Посейдона и стал Нептуном. Помимо мор функций его задачей было предотвращение засухи и неурожая. Посвященный ему праздник Нептуналии справлялся 23 июля. В языче­ской Северной Европе пантеон, возможно,успел сложиться, но его уничтожили христиане. Поэтому све­дения о североевроп. морских божествах. отрывочны и ненадежны. Наиб. древни верования в эльфов и эльфинь, живущих в Стране веч. молодости под мор. волнами, в фиордах, проливах, реках и озерах. Они поднимались над водой и резвились в воздухе, оградив место своих игр 7 кру­гами радуги. Когда корабль пересекал радугу и входил в круг эльфов, они делались видимыми, но, как только эти границы нарушались, тут же отправляли корабль на дно. Утопленников считали добычей водяных эль­фов, требующих обязат. ежегод. жертвы. К эльфам часто относят и русалок, к-рые спустились с неба на Землю и уподобились греч. наядам. Юж. славяне на­зывали русалок вилами, руссы — шутовками и береги­нями, шотландцы — кельпи, французы — морганами, бретонцы — ноч. прачками. В четверг — "русальчин велик день" — купаться было особенно опасно, т. к. можно было попасть к ним в плен. Кельты любовались русалками в лунном сиянии моря, когда те пасли бе- лорун. стада овец, похожие на мор. пену. В Богемии и Моравии почитали бога по имени Водник — пожи­лого, длиннобородого, с зелеными зубами и зелеными волосами из тины, выбивающимися из-под зеленой шляпы, обитавшего в морях и реках. Наряду с карли­ковыми Б. м. у мн. народов почитались мор. велика­ны — напр., фоморы у ирландцев, имевшие мор. коней и сами иногда обладавшие конской головой, мор. ве­ликан Хрюм у скандинавов, неустанно перевозивший души в загроб. мир на парус, корабле "Нагльфари", сделанном из ногтей мертвецов, и др. В скандинав. эпосе карлики имели собств. гос-во Альвхейм, а вели­каны — Етунхейм. Рюген. богиня Ран, заимствован ная позднее викингами, была супругой мор. бога Эгера и матерью 9 дев-волн, положивших начало поверью о девятом вале. Те, кто находил свою смерть в море. попадали в ее подв. царство. Она же покровительст­вовала пиратству. У литовцев почитался Поклум, вла­дыка расположенной на мор. дне преисподней, у вен­дов и саксонцев — Гардот, покровитель мор. путеше­ствий и вообще воды, прус-литов. мореплаватели, рыболовы и купцы взывали к бородатому Пердоитсу, к мор. богам Вейопатсу (господин ветров), Банкпутту (вздымающий волны), к властелину штормов Ант- римпсу, аналогу Хрворша, ведай"шему бурями, и Вар- пулсу — его соратнику. У ирландцев мор. богом и пра­вителем потусторон. остров, мира, расположенного у скалистого острова ок. юго-зап. побережья Эйре, счи­тались то Донн (Черный, Смуглый), то Мананнан. Повелительницей моря у кимвров была Блакилле, оби­тавшая в Кильской бухте у м. Килле. У славян до принятия христианства существовал свой пантеон. Мн. ветры стали свитой Перкунса, или Перуна, подобно тому как все греч. ветры повиновались богу ветров Эолу. Свой Эол был и у славян — Похвист, или Вихрь Существовала и триада: Окопирн (воздух), Перкунс (огонь), Тримпс (вода). Впоследствии Тримпс раз­двоился на мор. бога Антримпса и бога рек и источни­ков Потримпса. На Руси почитались общеславян. бог шторм, ветров Хрворш, могуществ. властелин моря Чудо Мор., к-рому прислуживали 1000 низших Б. м.. (чудь мор. белоглазая), ради развлечения причиняв­ших людям добро или зло и принимавших жертвы от моряков и рыбаков в виде земных плодов. С утверж­дением христианства на 1-й план вышел языч. Никола, указывавший путь заблудившимся. Он был отождеств­лен с христиан, святым 1-й пол. IV в. из Александрии — Николаем Чудотворцем, но в обиходе моряки до наших дней называют его Николой Мор. и отмечают его день 19 декабря.

По данным:
«Морской энциклопедический словарь» в трех томах. Под ред. д.т.н. В. В. Дмитриева,
«Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона»,
«Толковый военно-морской словарь».
Читайте также:

ВойтиРегистрация
Вход
Почта:
Пароль:
Регистрация
Почта:
Имя:
Пароль: