БРИГ

БРИГ (англ. brig), парус. 2-мачтовое судно с прямым вооруж. на обеих мачтах и косым гафельным парусом (контр-бизанью) на кормовой (грот-мачте). Торг. Б. появились в нач. XVII в., когда корм. мачта в дополне­ние к треуг. лат. парусу стала оснащаться прямыми парусами, но уже во 2-й пол. XVII в. на бриге появился более удоб. способ постановки и уборки косого паруса с помощью гафеля и гика. В дальнейшем Б. стали оснащать также шторм. триселем на доп. мачте. Бриги широко использовались в каботаж. перевозках между портами Сев. Европы и Англии, а с ростом водоизмещения и парусности — и для дальних плава­ний. В XIX в. Б. строили и на Ю. России: на р. Дон (грузоподъемн. 50—230 т) и на р. Днепр (120—400 т). Водоизм. Б. 150—300 т, дл. 27—34, шир. 7—9, выс. борта 3,5—5,5 м. В воен. флотах Б. появились на рубеже XVII—XVIII вв. для дозор., разведыват. и посыльной службы, крейсерства и конвоирования торг. судов. Наивысшего расцвета достигли в 40-х гг. XIX в. Наиб. из них имели водоизм. 200—800 т, дл. 30—36,5, шир. 8—11,5, осадку ок. 5,5 м, экипаж 120—150 чел. Вооруж.: до 16—28 пушек.

По данным:
«Морской энциклопедический словарь» в трех томах. Под ред. д.т.н. В. В. Дмитриева,
«Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона»,
«Толковый военно-морской словарь».
Читайте также:

ВойтиРегистрация
Вход
Почта:
Пароль:
Регистрация
Почта:
Имя:
Пароль: