БРИГАНТИНА

(фр. brigantin от brigand — разбой­ник). 1. Небольшое парусно-греб. быстроход. судно галер. типа, распространенное в бас Средизем. м. в XV—XVIII вв. Имела 8—16 пар весел с 1 гребцом на каждом и 1—2 мачты-однодеревки с треуг. и рейко- выми (латинскими) парусами. Подобно галеасу имела сплош. верхи. палубу. Широко использовалась алжир., далматин. и тунис. пиратами, а также во флотах европ. стран и Турции сначала как боев. корабль, затем для разведыват. и посыльной служб. Венециан. Бригантина XVI в. имела дл. ок. 19 и шир. ок. 3,4 м. В рус. флоте бригантины появились с 1697 г.; применялись для десант. операций на Чер. и Азов. м. (ок. 250 судов), а затем для боев. и трансп. операций в шхерах и у бере­гов Балт. м. (св. 200 судов). Имели 1—2 мачты, 12—15 пар весел, до 12 орудий и могли перевозить до 70 чел. 2. Парус. 2—3-мачтовое судно XVIII—XX вв. с прямым вооружением на фок-мачте и однодеревой "сухой" (без марсов и реев) грот-мачтой. На грот- мачте ниж. прямой парус (грот) отсутствовал, а в верх. части с палубы поднимали вместе с реями неск. небольших прямых парусов. Отсутствующий грот компенсировался постановкой стакселя между мачтами, а в сев. морях Европы — четырехуг. гафель­ного паруса (т. н. шхуна-бриг). Констр. корпуса аналогична бригу. Бригантины входили в состав воен. флотов мн. стран как посыльные и разведыват. суда, благодаря хорошим мореход. качествам использова­лись в торг. мореплавании. Водоизм. до 300 т, дл. 19—36, шир. ок. 3,5, осадка до 5,5 м, экипаж 70— 150 чел.

По данным:
«Морской энциклопедический словарь» в трех томах. Под ред. д.т.н. В. В. Дмитриева,
«Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона»,
«Толковый военно-морской словарь».
Еще термины на «Б»:
БУБЛИКОВ,  БАНК,  БИЛАНДЕР,  БЕЛОРУССИЯ,  БОЦМАНМАТ.
Читайте также:

ВойтиРегистрация
Вход
Почта:
Пароль:
Регистрация
Почта:
Имя:
Пароль: