БУБНОВ
Бубнов Иван Григорьевич (1872—1919), рус. сов. инж.-кораблестроитель, проф. (1909), ген.-майор ККИ (1912). Систематизировал осн. проблемы прочн. корабля, разработал их решения, впервые сформировав строит, механику корабля как самостоят. науч. дисциплину. Окончил в 1891 г. Техн. уч-ще Мор. ведомства, в 1891 —1893 гг. в Нов. адмиралтействе в Петербурге участвовал в постройке эскадр, броненосца "Полтава". В 1895 г. получил 1-ю премию за конкурс, проект океан. быстроход. крейсера. Во время обучения в Мор. И. Г. Бубнов академии (1894—1896) разработал 1-й отеч. прибор для измерения деформаций, провел модельные эксперименты по успокоению качки, на крейсере "Россия" исследовал динамику спуска корабля на воду. По окончании академии (с занесением его имени на мрамор. доску) оставлен в ней для разработки и чтения курса лекций по проектированию воен, кораблей, одновременно слушал лекции по математике, аналитич. механике, теории вероятностей при Петерб. ун-те. В 1900 г. назначен ст. помощником зав. Опытовым бас., возглавил организ. при нем комиссию по разработке проекта 1-й отеч. боеспособной ПЛ "Дельфин". В 1901 г. назначен ее строителем (Балт. з-д), руководил испыт. и сдачей. С 1903 г нач. кораблестроит. чертежной (КБ) МТК, где разработал проекты ПЛ "Касатка", "Минога", "Акула", типов "Барс", "Морж", а также оставшийся неосуществл. проект ПЛ водоизм. 1260 т, предусматривавший разделение проч, корпуса на отсеки. Всего по проектам Б. построено 32 ПЛ В 1907 г. Б. зачислен в списки офицеров подв. плавания. В 1908—1914 гг. руководил Опытовым бас , одновременно преподавал в Мор. академии, Политехи, ин-те и в Мор корпусе. С целью повышения точности экспериментов в Опытовом бас. провел его модернизацию, ввел электродвижение буксировоч. тележки. Начал систематич. испыт. моделей ПЛ в подв. положении, создал при бассейне мех. и хим. лаборатории, организовал исслед. мех. свойств материалов и анализ состава топлив и масел. В 1911 г. с применением спец, разработ. аппаратуры провел на крейсере "Кагул" в Чер. м. 1-е в мире натур, испыт. влияния глубины моря на скорость корабля. Одновременно разрабатывал на Балт з-де проекты лин. кораблей типа "Севастополь" и лин. крейсеров типа "Измаил" Предлож. Б. продольная сист. набора корпуса позволила значительно уменьшить массу и усилить арт. вооруж. и бронирование. Выступил с предложением широкого внедрения диз. ЭУ, для того чтобы корабли могли проходить без пополнения запасов топлива во Владивосток вокруг м. Доброй Надежды, доказывал преимущества применения электродвижения на больших кораблях, предлагал осуществить его на лин кораблях типа "Севастополь" В 1912—1917 гг. консультант Балт. з-да и судостроит об-ва "Ноблес- снер" в Ревеле (Таллинн). Активно участвовал в послерев. восстановлении судостроит. предприятий, был чл. центр совета экспертов, возглавлявшегося К. П. Боклевским, руководил на Балт. з-де переделкой легких крейсеров в нефтеналив. суда, разрабатывал программу воссоздания реч. флота, выступил с предложениями о перестройке учеб, и науч деятельности Мор. академии. Осн. труды: "О погашении боковой качки судна вод. балластом" (1896), "О непотопляемости судов" (1901), "Основы статистики судостроения" (1901), "Напряжения в обшивке судов от давления воды" (1902), "Строительная механика и теория упругости" (1906), "О нормах допускаемых напряжений в разл. суд констр" (1908), "Об одном методе определения гл. размеров проектируемого судна" (1916). Избран, труды Б изданы "Судпромгизом" ("Судостроение") в 1956 г. В 1970-х гг. в Ленинграде Б. установлена памятная доска. Именем Б. названы танкер (1975) и контейнеровоз (1985).
«Морской энциклопедический словарь» в трех томах. Под ред. д.т.н. В. В. Дмитриева,
«Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона»,
«Толковый военно-морской словарь».
БАКШТОВ, БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ, БАТИГРАФИЧЕСКАЯ КРИВАЯ, БАССА ПРОЛИВ, БЕЛОКРОВНЫЕ РЫБЫ.







