БУБНОВ

Бубнов Иван Григорьевич (1872—1919), рус. сов. инж.-кораблестроитель, проф. (1909), ген.-майор ККИ (1912). Систематизиро­вал осн. проблемы прочн. корабля, разработал их решения, впервые сфор­мировав строит, механи­ку корабля как самостоят. науч. дисциплину. Окон­чил в 1891 г. Техн. уч-ще Мор. ведомства, в 1891 —1893 гг. в Нов. адмиралтействе в Петер­бурге участвовал в пост­ройке эскадр, броненосца "Полтава". В 1895 г. получил 1-ю премию за конкурс, проект океан. быстроход. крейсера. Во время обучения в Мор. И. Г. Бубнов академии (1894—1896) разработал 1-й отеч. при­бор для измерения деформаций, провел модельные экс­перименты по успокоению качки, на крейсере "Россия" исследовал динамику спуска корабля на воду. По окончании академии (с занесением его имени на мра­мор. доску) оставлен в ней для разработки и чтения курса лекций по проектированию воен, кораблей, од­новременно слушал лекции по математике, аналитич. механике, теории вероятностей при Петерб. ун-те. В 1900 г. назначен ст. помощником зав. Опытовым бас., возглавил организ. при нем комиссию по разра­ботке проекта 1-й отеч. боеспособной ПЛ "Дельфин". В 1901 г. назначен ее строителем (Балт. з-д), руко­водил испыт. и сдачей. С 1903 г нач. кораблестроит. чертежной (КБ) МТК, где разработал проекты ПЛ "Касатка", "Минога", "Акула", типов "Барс", "Морж", а также оставшийся неосуществл. проект ПЛ водоизм. 1260 т, предусматривавший разделение проч, корпуса на отсеки. Всего по проектам Б. построе­но 32 ПЛ В 1907 г. Б. зачислен в списки офицеров подв. плавания. В 1908—1914 гг. руководил Опытовым бас , одновременно преподавал в Мор. академии, Политехи, ин-те и в Мор корпусе. С целью повыше­ния точности экспериментов в Опытовом бас. провел его модернизацию, ввел электродвижение буксировоч. тележки. Начал систематич. испыт. моделей ПЛ в подв. положении, создал при бассейне мех. и хим. лаборатории, организовал исслед. мех. свойств ма­териалов и анализ состава топлив и масел. В 1911 г. с применением спец, разработ. аппаратуры провел на крейсере "Кагул" в Чер. м. 1-е в мире натур, испыт. влияния глубины моря на скорость корабля. Одно­временно разрабатывал на Балт з-де проекты лин. кораблей типа "Севастополь" и лин. крейсеров типа "Измаил" Предлож. Б. продольная сист. набора кор­пуса позволила значительно уменьшить массу и уси­лить арт. вооруж. и бронирование. Выступил с предло­жением широкого внедрения диз. ЭУ, для того чтобы корабли могли проходить без пополнения запасов топ­лива во Владивосток вокруг м. Доброй Надежды, до­казывал преимущества применения электродвижения на больших кораблях, предлагал осуществить его на лин кораблях типа "Севастополь" В 1912—1917 гг. консультант Балт. з-да и судостроит об-ва "Ноблес- снер" в Ревеле (Таллинн). Активно участвовал в послерев. восстановлении судостроит. предприятий, был чл. центр совета экспертов, возглавлявшегося К. П. Боклевским, руководил на Балт. з-де переделкой легких крейсеров в нефтеналив. суда, разрабатывал программу воссоздания реч. флота, выступил с предло­жениями о перестройке учеб, и науч деятельности Мор. академии. Осн. труды: "О погашении боковой качки судна вод. балластом" (1896), "О непотопляе­мости судов" (1901), "Основы статистики судострое­ния" (1901), "Напряжения в обшивке судов от давле­ния воды" (1902), "Строительная механика и теория упругости" (1906), "О нормах допускаемых напряже­ний в разл. суд констр" (1908), "Об одном методе определения гл. размеров проектируемого судна" (1916). Избран, труды Б изданы "Судпромгизом" ("Судостроение") в 1956 г. В 1970-х гг. в Ленинграде Б. установлена памятная доска. Именем Б. названы танкер (1975) и контейнеровоз (1985).

По данным:
«Морской энциклопедический словарь» в трех томах. Под ред. д.т.н. В. В. Дмитриева,
«Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона»,
«Толковый военно-морской словарь».
Читайте также:
Свежие комментарии

ВойтиРегистрация
Вход
Почта:
Пароль:
Регистрация
Почта:
Имя:
Пароль: