БУЕР

Буер или боер (гол. boeier). 1. Небольшое груз одно­мачтовое гол. судно XVI—XVII вв. для плавания по озерам и для прибреж. сообщений; предшественник флейта. Вначале буер использовался для перевозки буев и шварт. бочек. Имел скругл. скуловые обводы, плоское днище; его мореход. качества были довольно высоки­ми Дл. до 20 м. Парус. вооруж.— шпринтовое, к-рое к началу XVII в. уступило место гафельному. Мачта устанавливалась ближе к корме в пасынках — 2 верт. брусьях — и крепилась к ним 2 болтами. При необхо­димости завалить мачту ниж. болт вынимался. буера часто снабжали боковыми шверцами, опускавшимися для уменьшения дрейфа. В России небольшие буера иногда использовались как прогулоч. суда. 2. Парус. яхта на коньках или на полозьях. Появилась в Голландии в XVIII в. в виде небольшого груз. судна, поставленного на коньки. В качестве трансп. ср-ва и для выхода в море на подлед. лов рыбы Б. использовался сев. помо­рами, рыбаками Онеж. оз. и Балт. м., в Азовском м. и Днепровско-Бугском лимане. Буер. спорт получил популярность в Сев. Америке, где в 1851 г. был основан 1-й буер. клуб на р. Гудзон. В России катание на Б. было распространено с нач. XIX в., а в 1891 г. состоя­лись 1-е офиц. гонки на Б. В наст. время в Сов. Союзе культивируются 5 спорт. классов Б., на к-рых проводятся чемпионаты СССР и регион, соревнования. Наиб. популяр. является одномест. Б. междунар. кл. DN 60 (по назв. газеты "Detroit News", субсидиро­вавшей в 1937 г. конкурс на разработку проекта мини-Б.). Корпус этого буера имеет дл. 3,66 при габарит. шир. по попереч. брусу 2,42 м; масса ок. 68 кг, пл. паруса (из тканого материала) не более 6,25 м2. С 1966 г. на Б. кл. DN проводится чемпионат Европы, а с 1973 г.— чемпионат мира. Чемпионаты мира и Европы неоднократно выигрывались сов. буеристами. Б. междунар. кл. ,,Moнотип-XV", созданный в 1931 г. эстон. конструктором Э. Хольстом для условий Европ. континента, для к-рых характерен толстый снеговой покров, имеет в отличие от Б. DN 60 корм. рулевой конек и большую площадь парусности (15 м2). Управ­ляется 2 яхтсменами; имеет корпус из фанеры и сосны дл. 7,45, шир. пр попереч. брусу 4,29 м; масса — не менее 205 кг. Б. нац. кл. С8 не имеет ограничений в размерениях и констр., за исключением площади па­русности, равной 8 м2; парус должен изготовляться из ткани. С 1962 г. в чемпионатах СССР участвовали Б. с жестким парусом-крылом пл. 12 и 8 м2. Эти Б. разви­вают наивысшие скорости в свежий ветер и по гладко­му льду (рекорд СССР, равный 124,45 км/ч, установ­лен В. Гирсом в 1966 г. на Б. с крылом). Благодаря малой величине сопрот. трения коньков о лед (ок. 2 % массы) на Б. возможно достижение скоростей, в 3—4 раза превышающих скорость ветра. По мере ускорения Б. происходят значит, увеличение скорости вымпельного ветра и рост подъем, силы на парусе, пропорциональной квадрату скорости. Рост скорости ограничивают попереч. остойчивость Б. и миним. угол атаки паруса, к-рый не может быть менее 5° для паруса из ткани со сквоз. латами, и менее 3° — для паруса- крыла. Вследствие огром. нагрузок, действующих на паруса и корпус Б. на высоких скоростях, их констр. должна отличаться высокой прочностью. Б. снабжают­ся вращающимися мачтами, мощ. талями или лебед­ками для выбирания гика-шкота, плоскими парусами из жесткой ткани со сквоз. латами. На тв. льду приме­няют ножевые коньки, изготовленные из листовой ста­ли толщ. 8—12 мм и заточенные под углом 90°; при снеговом покрове лучшие результаты дают дерев. коньки-призмы с полозом из бронзы толщ. 20—30 мм, заточенные под углом 80—110°. Офиц. абс. рекорд скор, составляет 234 км/ч. В Сов. Союзе 1-е всесоюз. соревнование проведено в 1946 г. в Риге, а с 1947 г. чемпионаты СССР проводятся регулярно.

По данным:
«Морской энциклопедический словарь» в трех томах. Под ред. д.т.н. В. В. Дмитриева,
«Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона»,
«Толковый военно-морской словарь».
Читайте также:
Свежие комментарии
Аватар

ВойтиРегистрация
Вход
Почта:
Пароль:
Регистрация
Почта:
Имя:
Пароль: