БУКСИРНОЕ СУДНО

Буксирное судно или буксир (от гол. boegseren — тянуть), служебно-вспомогательное судно для переме­щения несамоход. или не имеющих самостоят. хода (авар.) самоход, судов и др. плав. объектов. По назначению различают трансп. (линейные) бук­сиры, обеспеч. движение несамоход. судов (барж), плотов и др. объектов (доков, дебаркадеров, плав. буровых уст-к и т.п.); буксиры-кантовщики, помо­гающие самоход, судам перемещаться в стеснен, ак­ваториях портов и в узкостях; буксиры-спасатели, обеспеч. буксировку судов, лишившихся хода в резуль­тате аварии, имеющие оборудование для откачки воды из отсеков поврежд. объектов, борьбы с пожарами на судах, проведения подв. ремонт. работ. По р-ну пла­вания буксирные суда разделяют на океан., мор., рейдовые, порт., озер. и реч.; по способу перемещения объектов — на собственно буксиры, тянущие их за собой на тросах с помощью букс. гаков и лебедок, и толкачи, пере­мещающие баржи (составы барж) перед собой и снабженные для этого нос. упорами и сцеп. уст-вами. Б. с , совмещающие обе функции, называют толка­чами-буксирами. Отличит, особенности: мор. трансп. буксиров — высокие мореход. качества, большая ав­тономность и насыщенность радионавиг. оборудова­нием; мор. рейдовых и порт. буксиров, буксиров- кантовщиков — относительно небольшие гл. размере­ния, меньшее, чем у трансп. судов, отношение длины к ширине, меньшая полнота корпуса, высокая энерго­вооруженность (0,3—0,5 кВт/кН), малая автоном­ность плавания (3—5 сут), высокие маневр. качества, как правило, сменный экипаж; буксиров-спасателей — большие автономность (20—45 сут) и дальность пла­вания (10—20 тыс. миль), высокая скорость, шлюзо­вых толкачей — относительно небольшие гл. размере­ния (дл. не более 20 м) и мощн. ЭУ (ок. 450 кВт); буксиров-плотоводов — малый надв. габарит, повыш. прочность корпуса, наличие защит, ограждения дви- жит.-рулевого комплекса и 2 букс. лебедок или 1 2-барабан. лебедки для буксировки плотов на 2 тросах. Наиб. кр. буксиры-спасатели имеют тягу на гаке от 1,2 до 2,3 МН. Спасатели с тягой 2,3 МН предназна­чены для буксировки потерявших ход судов водоизм до 200 тыс. т. Скор. большинства мор. Б. с. 10—15 уз (спасателей 17—20 уз); удельная тяга (отношение тяги на гаке к мощн. ЭУ) обычно 1,2—2 кН/кВт, у отд. буксиров-кантовщиков до 2,5 кН/кВт. В качест­ве гл. двигателей на Б. с. применяются преим. средне- и высокооборот. дизели с реверс-редуктор. передачами, на отд. судах — с гидрозубчатой или электропереда­чей, а в качестве движителей — греб. винты (ВФШ и ВРШ), открытые либо в направляющих или поворот. насадках, а также крыльчатые движители. На буксирных судах., эксплуатирующихся на реках с глуб. менее 1 м, ис­пользуют водомет. движители и борт. греб. колеса.

По данным:
«Морской энциклопедический словарь» в трех томах. Под ред. д.т.н. В. В. Дмитриева,
«Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона»,
«Толковый военно-морской словарь».
Читайте также:
Свежие комментарии

ВойтиРегистрация
Вход
Почта:
Пароль:
Регистрация
Почта:
Имя:
Пароль: