БУКСИРНОЕ УСТРОЙСТВО

Судовое устройство, механизмы и приспособления к-рого позволяют судну буксировать (тянуть) др. плав. объект или быть бук­сируемым. Буксирующее судно, независимо от его типа, принято называть буксиром, а буксируемый объект — возом. Состав оборудования для буксировки зависит от принятой схемы взаим. расположения буксира и воза. Для буксировки в кильватер на длин. тросе используется букс. лебедка, в кильватер на коротком тросе — букс. гак. Буксировка в кильватер вплотную (при проводке судов во льдах) осущест­вляется ледоколами и судами лед. плавания, имеющи­ми для этого спец. оборудование. Буксировка лагом выполняется с помощью элементов швартовного уст­ройства, а методом толкания — сцепным уст-вом. Эле­менты буксирного устройства подбирают в зависимости от размеров и прочности букс. троса. Наиб. развито буксирное устройство на букс. судах. Они оборудуются букс. лебедкой, к-рая устанав­ливается в корму от миделя на верх. палубе, причем на кр. буксирах — в спец. закрытом помещении. Пост управления лебедкой располагается вблизи от нее для удобства наблюдения за возом и деталями проводки троса. Правилами Регистра СССР рекомендовано упр. лебедкой с ходового мостика. Букс. гаки, служащие для закрепления троса, могут быть открытые и закры­тые, с амортизатором и без него. Применять откры­тые гаки не рекомендуется из-за возмож. соскаль­зывания огона троса. В СССР размеры букс. гаков и их схемы стандартизованы. Для возможности из­менения направления троса букс. гак м. б. закреплен на дуге, штыре или штанге. При выборе места уст-ки гака на судне (обычно оно находится на рас­стоянии 0,35—0,5 дл. буксира от корм. перпендику­ляра) учитывают маневренность каравана из буксира и воза и влияние возмож. бокового рывка троса на остойчивость буксира. Предусматривается автомат. отдача гака при опас. крене буксира. Для уменьшения угла между тросом и ДП судна устанавливают арочные и борт. ограничители. При кантовках и снятии судов с мели букс. гаки не используются, и трос закрепляется на битенгах. К деталям, обеспечивающим проводку букс. троса, относятся букс. клюзы и арки. Констр. букс. клюзов — специально оформленных отверстий в фальшборте — зависит от диам. каната. При диам. до 15 мм кромки выреза имеют окантовку из прутка или трубы. Для канатов больших диам. применяют литые клюзы с замкнутым контуром. На судах с букс. лебед­кой в корм. части фальшборт оборудуется открытым букс. клюзом с поворот. и раздвиж. роульсами. Под­нятые роульсы используются для буксировки с ле­бедками. В случае буксировки с гака поворот. роульсы переводятся в ниж. положение. Букс. арки выс. 1,7— 1,8 м предназначены для защиты людей и оборудова­ния, располож. на верх. палубе; устанавливаются в корму от места крепления букс. троса поперек судна, у фальшборта делаются ниже и привариваются к планширю. Кроме фальшборта опорами для арок слу­жат контрфорсы. В р-не ДП, где арка подвержена наиб. износу от трения скользящего по ней букс. троса, на арке устанавливается съемная обойма. Для переноски букс. троса с гака на битенг или наоборот в составе Б. у. предусматривается стопор, прикреп­ляемый к спец. обуху на палубе. Он устанавливается т. о., чтобы его можно было наложить на канат независимо от того, ведется буксировка с гака или с лебедки. В поход. положении букс. трос хранится на вьюшках. Трансп. и пас. суда, крайне редко участ­вующие в буксировке, имеют весьма простое Б. у.: в нос. оконечности — по паре букс. клюзов и кнехтов, положение к-рых согласовано с положением вспом. барабанов брашпиля; в корме — кнехт для закрепле­ния троса, если судно выполняет функции буксира.

По данным:
«Морской энциклопедический словарь» в трех томах. Под ред. д.т.н. В. В. Дмитриева,
«Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона»,
«Толковый военно-морской словарь».
Читайте также:
Свежие комментарии

ВойтиРегистрация
Вход
Почта:
Пароль:
Регистрация
Почта:
Имя:
Пароль: