БУКСИРНЫЙ ТРОС
Стальной, растит. или синтетич. трос, применяющийся для соединения буксирующего судна с буксируемым объектом. Длина Б. т. устанавливается в зависимости от условий буксировки (открытое море, проливы, подходы к портам), мощн. буксир. судна, а также от состояния погоды. На спец. буксир. судах, спасателях и ледоколах применяют Б. т. больших диам., они обычно находятся на автомат. букс. лебедках. При буксировке больших объектов (плав. доков, кранов и т. п.) используют букс. линии, состоящие из 2—3 смычек якор. цепи (обычно со стороны буксируемого объекта) и стального троса (со стороны буксирующего судна) или из стального троса со вставкой из синтетического. Возникающие в линии усилия гасятся за счет ее провисания или упругости синтетич. вставки. При буксировках судов в порту в качестве Б. т. применяют шварт. тросы. Длин. конец троса с огоном закладывают на гак буксира, др. крепят на кнехтах буксируемого судна. Иногда буксирный трос принимают с буксира. Длину Б. т. на буксировках в море в сравнительно тихую погоду принимают в зависимости от мощн. буксирующего судна: ок. 200 м для судов малой мощн. и до 400 м для судов большой мощности. Буксирный трос на буксировке плав. дока достигает 700 м. При снятии судов с мели длина букс. линии до 1300 м. Требования к Б. т. регламентируются Правилами Регистра СССР.
«Морской энциклопедический словарь» в трех томах. Под ред. д.т.н. В. В. Дмитриева,
«Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона»,
«Толковый военно-морской словарь».







