Титановые «Пираньи» – какими были мини-субмарины 865 проекта?

25 января 2022, ,
0
МС-521 пр.865 «Пиранья», Кронштадт, май 1996 года МС-521 пр.865 «Пиранья», Кронштадт, май 1996 года

Во второй половине 70-х годов специалисты бюро «Малахит» по заказу ВМФ СССР приступили к разработке проекта достаточно необычной субмарины, предназначенной для проведения диверсий и разведки в акваториях с небольшими глубинами.

Уже летом 1984 года на ЛАО заложили первую подлодку пр. 865 с шифром «Пиранья». При надводном водоизмещении в 218 тонн (в подводном – около 319 тонн), субмарина имела длину немногим более 28 метров при наибольшей ширине порядка 4,7 метра.

Проекции подлодки пр.865 «Пиранья»Проекции подлодки пр.865 «Пиранья»

Особенности

Корпус лодок пр. 865 изготавливался из титановых сплавов и был рассчитан на максимальную глубину погружения в 200 метров. Надводная и подводная скорость «Пираньи» составляли 6 и 6,7 узлов соответственно. При 4-узловом экономичном ходе подлодка могла пройти до 260 миль, находясь под водой, и до 1000 миль без погружения. Автономность не превышала 10 суток.

Несмотря на малое водоизмещение, субмарина имела двухкорпусную схему и два отсека, а экипаж состоял всего из трех человек в лице командира-штурмана, помощника по радиоэлектронным системам и помощника по электромеханической части.

МС-520 пр.865 «Пиранья» на испытанияхМС-520 пр.865 «Пиранья» на испытаниях

Энергетическая установка

ГЭУ «Пиранья» включала дизель-генератор на 160 кВт и 60-киловаттный гребной электродвигатель, которые обеспечивали работу единственного гребного винта, имеющего поворотную насадку, выполняющую роль вертикальных рулей. В целях снижения шумности все ключевые механизмы лодки монтировались по двухкаскадной схеме.

При этом ГЭУ лодки отличалась высокой автоматизацией и второй отсек, электромеханический, во время выхода в море посещали исключительно для контроля параметров работы и проверки текущего состояния оборудования.

МС-520 и МС-521 пр.865 «Пиранья» у причалаМС-520 и МС-521 пр.865 «Пиранья» у причала

Вооружение

«Пираньи» получили два специальных внешних контейнера, предназначенных для буксировщиков и транспортировщиков водолазного оборудования снаряжения (4 х «Протон» или 2 х «Сирена-У» соответственно), а также два устройства для постановки мин, в которых размещались или две мины ПМТ или четыре донные мины высокой мощности или две торпеды «Латуш» (400-мм, спецверсия СЭТ-72).

Что любопытно, самым главным «вооружением» субмарин данного проекта стала возможность принятия на борт, высадки и обеспечения работы диверсионных-разведывательных групп, состоящих из шести диверсантов. Для их выхода использовалась специальная док-камера, обеспечивающая выход боевых пловцов на глубинах до 60 метров, в том числе и находясь на грунте.

Системы

Нужно отметить, что радиоэлектронные системы, в составе радиолокационного комплекса МРКП-60 «Радиан-М», отличающегося малыми габаритами, и гидроакустического комплекса МГК-13С «Припять-С», были специально разработаны для применения на подлодках 865 проекта.

История проекта

Всего по пр. 685 было построено две субмарины с тактическими номерами МС-520 (заложена летом 1984, передана флоту летом 1986) и МС-521 (закладка декабрь 1987, сдача флоту декабрь 1990). Третья «Пиранья», МС-518, заложенная в 1988 году, уже в 1991 была «снята с постройки».

На МС-520 и МС-521 было сформировано по два сменных экипажа для каждой лодки, а также специальный технический экипаж, который занимался обслуживания обеих субмарин.

Офицеры МС-520 и 634-го технического экипажаОфицеры МС-520 и 634-го технического экипажа

Весной 1999 года субмарины МС-520 и МС-521 были отбуксированы на разделку в Кронштадт – не прослужив и десятка лет подлодки в итоге не нашли конкретного применения. Причин этому несколько – это и недостаточное финансирование, и заявления специалистов флота об их ненужности, а также недостатки проекта, включая сложности в обслуживании и эксплуатации лодок.

МС-520 и МС-521 в доке – похоже, что это последнее их фотоМС-520 и МС-521 в доке – похоже, что это последнее их фото

Интересные факты

Одна из «Пираний» до разделки успел принять участие в съемках многим известной комедии «Особенности национальной рыбалки». Кроме того, ходят слухи, что одну из них пытались приобрести представители Пабло Эскобара – крупного наркобарона, но «что-то там не срослось».

Поделиться
Вконтакте
Комментарии  0
    (без регистрации)
    Свежие комментарии

    ВойтиРегистрация
    Вход
    Почта:
    Пароль:
    Регистрация
    Почта:
    Имя:
    Пароль: