По данным Международной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), океаны поглощают большую часть тепла, создаваемого выбросами парниковых газов, что приводит к повышению их температуры.
Взаимосвязь между потеплением мирового океана и судоходством является сложной и взаимозависимой. На долю судоходства приходится 3 % мировых выбросов, что сопоставимо с Германией, и это способствует глобальному повышению температуры. Это, в свою очередь, будет все больше влиять на инфраструктуру мирового судоходства.
Одно из наиболее очевидных последствий повышения температуры океана ощущается в Арктике. Арктический морской лед тает самыми быстрыми темпами за тысячелетие, и его отступление открывает возможность судоходства по Северному морскому пути (СМП) вдоль российского арктического побережья. Использование СМП резко повышает потребность в ледоколах, специализированных судах и экипажах, а это означает, что СМП вряд ли станет востребованным в ближайшее время.
В сентябре МГЭИК опубликовала специальный доклад о том, как изменение климата влияет на океан и криосферу – замерзшие части планеты. Было установлено, что таяние льдов в Арктике и Антарктике, а также ледников уже значительно увеличило количество воды в океанах. Скорость высвобождения воды ускоряется и, вероятно, приведет к повышению уровня моря на 60-110 см к 2100 году.
Такое повышение может в конечном итоге поставить под угрозу порты и города, находящиеся на уровне моря. Изменение климата также изменило поведение Гольфстрима, системы течений, которая перемещает теплую воду из тропиков вдоль восточного побережья Соединенных Штатов и через Атлантику в Европу. Ослабление Гольфстрима будет означать, что уровень моря поднимается неравномерно, что особенно сказывается на таких местах вроде Флориды.
Повышение уровня Мирового океана серьезно осложнит работу некоторых портов. К примеру, такие речные порты как Роттердам в Нидерландах, особенно подвержены риску из-за повышения уровня моря.
В декабре прошлого года Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) предупредила о том, что неготовность портов справиться с прогнозируемыми последствиями изменения климата может нанести ущерб всем странам в области торговли и устойчивого развития.