Корветы проекта 20380 – знаковое событие в жизни российского ВМФ, поскольку на следующие три-четыре десятилетия этим боевым кораблям суждено стать основной ударной силой на ближних морских рубежах России.
История проекта
Разработку проекта 20380 поручили Центральному КБ «Алмаз» (г. Санкт-Петербург) при участии 1-го ЦНИИ МО РФ. Военно-морскому флоту срочно требовалось многофункциональное судно для ведения боевых действий в ближней морской зоне взамен своего предшественника-неудачника корабля серии 12441. Лишь одно судно этого проекта – «Новик», заложенное в 1996 году на верфи Калининградского ССЗ «Янтарь», так и не достроили до конца.
Новый корвет – плод совместной работы свыше 70-ти НИИ и промышленных предприятий, среди которых Средне-Невский ССЗ, «НПО «Аврора» и Коломенский завод.
Для чего создавались корветы проекта 20380
На них возлагались три основных задачи:
- Борьба с надводными кораблями и субмаринами в ближней морской зоне;
- Ракетно-артиллерийская поддержка десантных операций;
- Патрулирование назначеннной области с целью блокады.
Для выполнения этих задач новые боевые корабли должны обладать повышенной живучестью, улучшенной мореходностью и экономичностью. Конструкторы реализовали в них модульный принцип корабельной архитектуры, открывающий возможности модернизации уже действующих кораблей по оснащению их перспективными системами вооружений.
Главная особенность корветов – в их боевой уникальности. Это в своем роде морские «универсальные солдаты» могут противостоять противнику «на земле, в небесах и на море».
Это боевые корабли 2-го ранга. При водоизмещении 2250 т и длине 104, 5 м они могут разгоняться до 27 узлов (около 50 км/ч), что во многом стало возможно благодаря корпусу с уникальными характеристиками и мощным дизель-электрическим агрегатам ДДА 12000 с 24000 л. с. Корветы могут удаляться от своей базы на расстояние до 7408 км. Обладая несколькими типами современных ударных систем, они остаются при этом практически невидимы для противника, благодаря корпусу и надстройкам, созданным с применением стелс-технологий.
Экипаж корвета – 100 человек. Он может находиться в автономном плавании до 15 суток.
Характеристики систем корабля
Средства обнаружения. РЛС «Пал-Н» обеспечивает обнаружение надводных целей в интересах навигации. Другая РЛС – «Фуркэ-2» отвечает за обнаружение и распознавание воздушных целей. Дальность ее обнаружения – до 150 км. РЛС «Монумент-А» обеспечивает целеуказание и наведение противокорабельных ракет на цель.
Ударные средства. Комплекс «Уран», оснащенный восемью противокорабельными ракетами Х-35, способен уничтожать надводные корабли водоизмещением до 5 тыс. тонн на дальности до 20 км.
ЗРК «Редут» – корабельный вариант сухопутного ЗРК С-350 «Витязь», оснащенный 12 ЗУР 9М96М с максимальной дальностью поражения 150 км. В его составе также РЛС «Полимент», способная обеспечить обстрел до 16 целей, включая скоростные, летящие со скоростью до 1000 м/сек. ПЗРК обеспечивает защиту корвета от низколетящих целей.
Систему вооружения корвета прекрасно дополняет уникальная 100-мм артустановка А-190. Она поражает цели на дальности до 21 км с темпом стрельбы 80 выстрелов в минуту. А-190 «всеядна». Она может поражать морские, наземные и воздушные цели, включая летящие на высоте 15000 м.
Шестиствольную 30-мм автоматическую артустановку АК-630 вряд ли можно отнести к новинкам. Она была создана в далеком 1964 году и принята на вооружение в 1976 году. Тем не менее, несмотря на столь почтенный возраст, до сих пор способна уничтожать воздушные цели на дальности до 4 км, и морские – до 5 км.
От подводных лодок и торпед корветы защищены комплексом «Пакет-НК», в состав которого входят 2 торпедных аппарата и боекомплект из восьми торпед. На борту корвета имеется палубный ангар для противолодочного вертолета Ка-27ПЛ.
Мозг корвета – боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Сигма-20380». Она помогает вести боевое управление одним или несколькими кораблями, действующими в составе тактического соединения.
В планах Министерства обороны – серия из 24 корветов типа «Стерегущий». Всего с 2008 года российский ВПК изготовил для ВМФ шесть корветов, несущих службу на Балтийском и Тихоокеанском флотах: «Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий», «Стойкий» (все на БФ), «Совершенный» и «Громкий» (на ТОФ).
Ожидается, что один-два корвета возможно будут построены в текущем году, причем 7-й в серии, уже спущенный на воду корвет «Ретивый», после достройки и испытаний отправится на Черноморский флот. Корвет «Строгий» также спущен на воду и находится на этапе достройки на плаву.
Корвет «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» проходит подготовку к швартовым испытаниям. Еще один боевой корабль – «Резкий» строится. В настоящее время уже готов его корпус. Стоит отметить, что эти суда строятся на Амурском ССЗ.