БЛАГОНАМЕРЕННЫЙ

"Благонамеренный" или "Свирь" (до 1819), 20-пушечный транспорт БФ, совершивший одно из 1-х рус. кругосвет. плаваний. Построен в 1818 г. в Лодейном Поле кораб мастерами А. П. Амосовым и В. А Ершо­вым под руковод. И. В. Курепанова. Для кругосвет. плавания перестроен под шлюп. "Б." (кап.-лейт. Г. С. Шишмарев) вместе с шлюпом "Открытие" со­ставляли т. н. сев. дивизию под команд. кап.-лейт. М. Н. Васильева, входившую в большую науч.-исслед. экспед. по изучению высоких широт зап. и вост. полу­шарий. Среди офицеров экипажа находился лейт А. П. Лазарев. Перед судами стояла задача поиска Сев. мор. пути из Тихого ок. в Атлантич , а также ис­след. побережий Сев.-Зап. Америки. Для прибреж. исслед. на "Б." имелся мореход. бот. Экспед. отправи­лась в плавание 4 июля 1819 г. по маршруту Кронш­тадт — м. Доброй Надежды — м. Южная Тасмания — Петропавловск — м. Горн — Кронштадт. 7 апр. 1820 г. западнее арх. Фиджи с "Б." обнаружены и описаны ко­ралловые острова, названные о-вами Благонамеренно­го. В ходе экспед. исследованы о-ва Уманак, Св. Лав­рентия и зал. Коцебу, м. Лизбурн и др. геогр. объекты. Дойдя до 69° Г с. ш. и встретив непроходимые льды, "Б." был вынужден вернуться. В теч. лета 1820 г. на нем проводились гидрографич. работы в Беринговом и Чукот. м., 1-я опись и геодезич. съемка зал. Сан- Франциско. Летом 1821 г. на шлюпе была сделана нов. попытка выйти в Сев. Ледовитый океан: он должен был пройти вдоль азиатского берега до возможно высокой широты, отыскивая проход вокруг этой части света к 3. 1 авг. 1821 г. им была достигнута широта 70° 13", но дальнейшему продвижению опять помешали льды. Выполнение такой важ. задачи — отыскание Сев. мор. пути — оказалось не под силу парус. судну. Однако в ходе этой экспед. были исследованы доступная часть Сев. Ледовитого ок. и условия плавания в нем, изучены природа берегов и население Крайнего С. Америки, уточнены карты. 1 авг. 1822 г. "Б." вернулся в Крон­штадт. Плавание на "Б." описано в «Записках о пла­вании воен. шлюпа "Благонамеренного" в Берингов прол. и вокруг света для открытий в 1819, 1820, 1821 и 1822 гг. лейт. А. П. Лазарева», найденных в Смолен­ском гос. обл. архиве и опубликов. в 1950 г. Шлюп разобрали в Кронштадте в 1828 г. Водоизм. 530 т, дл.36,5, шир. 9,1 м, экипаж 85 чел.

По данным:
«Морской энциклопедический словарь» в трех томах. Под ред. д.т.н. В. В. Дмитриева,
«Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона»,
«Толковый военно-морской словарь».
Читайте также:
Свежие комментарии

ВойтиРегистрация
Вход
Почта:
Пароль:
Регистрация
Почта:
Имя:
Пароль: