БЕРД

Карл (Чарльз) Николаевич (1766—1843), рус. заводчик, положивший начало стр-ву пар. судов в России. По происхождению шотландец. С 1786 г. жил в России, принял рус. подданство. Работал на Алек­сандров. з-де в Петрозаводске. С 1792 г. Б. занялся предпринимательством и в 1799 г. на Гутуевском о-ве в Петербурге основал литейный з-д, позднее расширен­ный за счет мех. мастерской и верфи. В 1815 г. здесь был построен первый русский пароход. Его 1-й офиц. рейс состоялся 3 нояб. 1815 г. из Петербурга от прича­ла з-да Б. в Кронштадт и обратно, после чего пароход стал активно эксплуатироваться для перевозки пас­сажиров и буксировки. На след, год Б. построил еще 1 пароход, к-рый также служил для регуляр. рейсов между Петербургом и Кронштадтом, перевозя как пассажиров, так и грузы, что было особенно важно: до этого грузы перевозились на специально построенных парус, лихтерах, а это было дорого и опасно. В 1820 г. по этой же линии ходили уже 4 парохода, а к 1825 г.— 11. С 1817 г. з-д Б. стал специализироваться на выпуске пар. машин, к 1825 г. их было выпущено до 130. Уже в 1812 г. на з-де Б. работали 400 чел. В окт. 1817 г. сенат предоставил Б. монопольное право на орг-цию пар. судоходства по Балт., Касп., Чер., Бело­му, Азов. м., а также по рекам и озерам Европ. ч. Рос­сии. Эта монополия в целом отрицательно сказалась на развитии пароход, движения в стране. В наст. время з-д входит в состав Л енинградского Адмиралтейского объединения.

По данным:
«Морской энциклопедический словарь» в трех томах. Под ред. д.т.н. В. В. Дмитриева,
«Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона»,
«Толковый военно-морской словарь».
Читайте также:
Свежие комментарии
Аватар

ВойтиРегистрация
Вход
Почта:
Пароль:
Регистрация
Почта:
Имя:
Пароль: